Видное. Новости

Яндекс.Погода

вторник, 21 ноября

пасмурно-1 °C

Онлайн трансляция

Закон тайги - когда в реестрах ладу нет: область определяет условия лесной амнистии

22 нояб. 2016 г., 19:04

Просмотры: 253


В правительстве Московской области состоялась пресс-конференция на тему «Законопроект, устраняющий противоречия двух федеральных реестров». Начальник Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области Владислав Гордиенко и председатель Комитета лесного хозяйства Московской области Александр Мигунов поведали, что готовится законопроект, который определит единый подход к территориальному планированию и градостроительному зонированию.

Если генплан бессилен

Владислав Гордиенко  пояснил, что ещё три года назад Главное управление архитектуры столкнулось с такими проблемами как несбалансированная застройка, дефицит всех видов инфраструктуры, наличие ветхого и аварийного фонда. Губернатор Московской области поставил перед специалистами задачу: проведение новой градостроительной политики и сбалансированное развитие территорий. Тогда же был изменён подход к разработке генпланов, которые должны отвечать потребностям жителей.  На Главное  управление архитектуры и градостроительства, как на уполномоченный орган, возложена основная работа по подготовке документов территориального планирования, а на муниципальную власть – проведение публичных слушаний и утверждение документов территориального планирования и градостроительного зонирования.

Работа проходит в три этапа. На первом проводится анализ существующего положения, выявляются дефициты – что именно недостаёт в имеющейся  инфраструктуре и оценивается потенциал территории. На втором проводится финансово-экономическое обоснование, то есть определение стоимости дефицитов, то есть, во сколько обойдётся создание недостающей инфраструктуры. Также на этом этапе определяются источники финансирования и сроки реализации намеченного. На третьем этапе создаются непосредственно генеральные планы с картами, схемами, пояснительными записками. Сейчас завершаются работы по третьему этапу. Но вот с чем столкнулись разработчики.

 –На первом этапе работы над генпланами мы выявили, что есть два федеральных реестра, и между ними существуют противоречия. Земли государственного лесного фонда накладываются на земли иных категорий, в том числе на уже застроенные территории, – поясняет Владислав Гордиенко. – И таких наложений у нас в области порядка 200 тысяч.

Непроизвольная экспроприация

А это значит,  что 200 тысяч собственников земельных участков, жителей региона и представителей среднего и малого бизнеса, вполне возможно, лишатся прав на объекты недвижимости, на которые имеются выданные в установленном порядке свидетельства о праве собственности. Наличие двух реестров, содержащих сведения о границах и правах на земельные участки, привело к тому, что генеральные планы стало невозможно  утвердить в установленный Градостроительным кодексом РФ срок до 1 июля 2016-го года. И тогда правительство Московской области подняло эту проблему на федеральный уровень.

– Сейчас мы не знаем, как поступать при разработке генеральных планов, – продолжил Владислав Валерьевич. – С одной стороны, у нас есть свидетельство о собственности, и мы обязаны учитывать права гражданина, с другой – есть свидетельство о собственности Российской Федерации, которое мы тоже не  имеем права игнорировать. Возникает спор о праве. Решить его можно только в судебном порядке. Вторая проблема, как отразить эту ситуацию в генеральных планах и что говорить жителям на публичных слушаниях? Что делать с инвесторами, которые проходят к нам за разрешениями на строительство, а мы не можем выдать им разрешающие градостроительные документы?

– Ситуация парадоксальная и сейчас не ясно, как выходить из неё. Вопросы решаются исключительно в судебном порядке, на защиту прав у собственников уходят годы, решения судов противоречивые. Областной Лесфонд участвует в судебных процессах, заказывает экспертизы по каждому отдельному случаю. Деньги, конечно же, на это тратятся бюджетные. Поэтому правительством Московской области был предложен законопроект, устраняющий указанные противоречия. Он уже получил поддержку правительства Российской Федерации, – сказал Александр Владимирович Мигунов.

Присмирить лесника

Совершенно справедливо, единообразный подход к градостроительной политике необходим. Федеральный закон о государственном кадастре недвижимости, вступающий в силу с 1 января 2017-го года, не решает проблему, а лишь делает её публичной. Сведения о пересечениях можно будет узнать из единого реестра. С января сведения о местоположении границ лесных участков Государственного лесного реестра переносятся в Государственный кадастр недвижимости. Все сведения будут содержаться исключительно в последнем.

Порядок образования земельных участков и их отображение в Государственном кадастре недвижимости происходит путём внесения сведений о границах лесных участков по существующему положению. Сведения о наличии пересечений границ переносятся в единый реестр, спор о праве не решается.  К имеющейся сегодня проблеме пересечений границ земельных участков юридических и физических лиц (при площади Московской области 4,4 миллиона гектаров, на кадастровый учет в Московской области поставлено лишь 46% территории лесного фонда, а площадь наложений (границ) лесных участков составила 13,6 тыс. га.) Добавляется проблема в пересечении земель Государственного лесного фонда, находящихся в федеральной собственности.  Сведения о местоположении границ лесных участков при переносе в Государственный кадастр недвижимости будут вноситься с пометкой необходимости уточнения границ на местности.

Подготовлен проект федерального закона, получивший название «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров». Он регулирует земельные, лесные и иные отношения, касающиеся порядка определения местоположения границ и иных характеристик лесных участков. Цель законопроекта – ввести механизм по устранению противоречий в части принадлежности земельных участков к определённой категории. Он призван решить проблему перевода земель Лесного фонда, на которых расположены лесные посёлки, в земли населённых пунктов. 

На поклон к Лешему

Александру Мигунову задали вопрос, в каких случаях Лесфонд согласен поступиться своими землями.

– Если об этом земельном участке есть сведения в двух реестрах – Государственном кадастре недвижимости и Государственном лесном реестре. Тогда мы соглашаемся и меняем границы Лесного фонда.

Основной принцип законопроекта – в случае выявления противоречий, приоритет отдаётся сведениям Государственного кадастра недвижимости и сведениям Единого Государственного Реестра Прав, который ведёт Росреестр. По словам выступавших, цель, которую ставили перед собой разработчики законопроекта, - не изменение образования лесных участков, а гармонизация сведений об уже  существующих земельных участках и землях лесного фонда, сведения о которых в разных реестрах разнятся.

Чего ждать от нововведения?  Говоря казённым языком, «недопущения нарушения прав граждан и юридических лиц, являющихся добросовестными правообладателями объектов недвижимого имущества, предупреждения социальной напряжённости на территории области, обеспечение разработки генеральных планов поселений, городских округов Московской области, решение вопроса «лесных посёлков».

А пока, как признались выступавшие, многие собственники могут пострадать от такого вот упорядочивания законодательства, в том числе и садоводческие товарищества, которые существуют по 50-60 лет. Вот только возмещение ущерба им, похоже, законодатели не  предусматривают.

Татьяна Савватеева

Теги: