Видное. Новости

Яндекс.Погода

четверг, 23 ноября

пасмурно-5 °C

Онлайн трансляция

Спальный регион

03 июля 2016 г., 22:11

Просмотры: 177


Миграционные потоки изменили облик Подмосковья

Согласно свежим данным Мособлстата  только за 2015 год Московская область приняла под свою крышу 224 147 человек из других регионов. При этом  Область покинули 157 329 человек. Это данные, которые не касаются сезонных работников «гастарбайтеров». На них заведена особая статистика. Имеются в виду именно оседлые граждане из разных уголков нашей страны, и жители СНГ, решившие покинуть родные пенаты. 

В остатке выходит 66 тысяч человек. Неслабо для одного года. Это соответствует численности целого народа, пришедшего и поселившегося под стенами Кремля. Для инфраструктуры и экономики региона такое движение человеческих масс создает очевидные проблемы.

Любопытно, что из этих 66 тысяч 36 являются «новоселами» из ближнего зарубежья со всеми вытекающими культурными последствиями.

Ленинский район можно без преувеличения назвать эпицентром кочевого вихря. Здесь как на ладони виден новый для России процесс глобального переселения людей в поисках лучшей доли.

Рыба ищет где глубже, а человек где лучше, - гласит народная мудрость. Однако еще никогда в нашей стране человек не искал где лучше в столь массовом порядке. С насиженных мест снимаются целые губернии. Все трудоспособное население движется в сторону столицы. От этого становится не по себе. Ведь перемещение человеческих активов к Москве напоминает строительство банальной финансовой пирамиды (приведи еще больше клиентов), а  у всякой финансовой пирамиды наступает период неизбежного краха.

Посмотрим, как устроена необыкновенная страна «Замкадье», особая территория с кочевой спецификой, которая по своему историческому статусу напоминает посад средневекового города.

Простые жители города Видное не в восторге от каменных джунглей, которые надвигаются со всех сторон. А Ленинский район по вводу в эксплуатацию квадратных метров несколько лет подряд находится в лидерах по Московской области. Ожидается, что и в 2015 году  наш район снова займет первое место по скорости застройки, так как в 2015 году по ранее выданным разрешениям здесь было введено жилья гораздо больше, чем в 2014 году.

Есть надежда, что строительная вакханалия приостановится в последующие годы благодаря тому, что губернатор области Андрей Воробьев отобрал полномочия у муниципальных властей и передал их на уровень региона. Он сделал это совершенно справедливо. Иначе застройщики оккупировали бы все оставшиеся свободные клочки.

Специфика подмосковных строек, и в особенности Ленинского района такова, что в последние годы застройщик - это собственник земли, на которой ведется строительство. Такой уклад на корню убивает всякую логику разумного расселения людей, потому что местная власть, никак не может повлиять на ситуацию. Ей остается только принимать в эксплуатацию новые кварталы. Зачастую она это вынуждена делать даже в ущерб существующей инженерной и транспортной инфраструктуре. Так, например, администрация не имеет права отказаться от принятия новостройки на баланс города, чтобы не вызвать бунт обманутых дольщиков. Таким образом, право собственника дважды превращает чиновника в безвольное орудие частных интересов.

Новые кварталы ложатся бременем на старую дорожную и инженерную инфраструктуру.

Показательно, что и до начала строительного бума 2000-х коренные жители Видного испытывали заметные затруднения в парковке и свободном передвижении по улицам. А сегодня, когда территория города и ближайшие пригороды застроены семнадцатиэтажными колодцами, их жизнь превратилась в коммунальную войну. Вернувшись с работы, люди должны взять автомобиль под мышку и топать с ним домой. Потому что парковать его буквально негде.  Застройщики использовали безумные проекты планировки, которые на поверку отказались бомбой замедленного действия.

Формулировка «градообразующее предприятие» ни о чем не говорит современным чиновникам, однако в советское время она являлась фундаментальной основой существования всего городского  хозяйства, и ей подчинялась логика развития всех поселений от огромных городских агломераций до скромных ПГТ. Сначала создавалась точка приложения рабочей силы, и лишь затем происходило расселение людей. Такая логика позволяла разумно управлять человеческими потоками, создавая для народа комфортную среду проживания.

Даже обитатели окрестных деревень были привязаны к одному колхозу на территории своего района, чьи поля находились вокруг. Мало кто ездил работать в Москву, хоть она и находится в получасе пути от дома.

Рыночная диктатура уничтожила стратегию  занятости граждан. Сегодня Ближнее Подмосковье превратилось в гостевую зону – спальный регион.

Где будут работать люди, которые купили квартиры, - не волнует застройщика.

Магазинов и объектов сферы услуг для трудойстройства всех желающих новоселов не хватит по законам физики. Таким образом, жители будут возвращаться в Ленинский район только чтобы поужинать и поспать.

В коня ли корм? Куда уходят налоговые доходы?

Налоги с той зарплаты, которую новые жители Подмосковья получают в Москве – они там же и оставляют, а требования к местной власти привозят домой. Москва обогатилась с их налогов, обеспечив им рабочие места,  а Область перед ними обязана: обеспечивать их содержанием дорог, школами, детскими садами и т.п. Это создает определенный диссонанс в равномерном распределении благ. Известно, что по уровню жизни и льготам Подмосковье заметно уступает Москве, хотя в стране и работает федеральное правило  - железная логика равномерного перераспределения налоговых поступлений под названием «норматив бюджетной обеспеченности» региона.

Внутри самой Области равномерное распределение благ действует как часы. Область как регион заинтересована в том, чтобы все районы чувствовали себя хорошо. Одной из главных доходных статей бюджета являются налоги на имущество физических лиц и налоги на недвижимость, которые поступают в местную казну.

Кадастровая стоимость земли в районе МКАДА очень высока. Дотационные районы ничем не виноваты, что стоимость земли в шатурских болотах значительно ниже.

К примеру, если некий условный населенный пункт Ближнего Подмосковья с населением в шесть тысяч человек дает в казну 350 млн. руб. налоговых поступлений в год, то разумнее распределить их на дотационные районы области. Именно к этому обязывает «норматив бюджетной обеспеченности».  По этой причине городок живет на 200 млн. рублей, а 100 млн. отдает бюджету.

Посад-самосад: Малоэтажная Москва

На примере Ленинского района интересно понаблюдать и такой процесс, как стирание границы между деревней и городом. По большому счету вся территория Ленинского района может рассматриваться как одна потенциальная городская агломерация. Плотность застройки и заселения такова, что соседний населенный пункт находится буквально «на другой стороне оврага» или «за тем поворотом».

Это меняет логику управления и образ жизни населения.

Перед нами гигантский дачно-спальный массив, который сильно отличается от кварталов, находящихся внутри МКАДА. На одном квадратном километре можно встретить всю линейку строительных «достижений» страны (причем из разных эпох): таун-хаусы, стекло-бетонный новодел, панельный ширпотреб, роскошные виллы, коттеджи средней руки, покосившиеся избы и даже самодельные дачные домики из решеток от армейских железных кроватей.

Как появился этот винегрет?

В чиновничьей терминологии этот процесс называется административно-территориальные преобразования (АТП). Согласно статистике за последние годы наибольший рост городского населения за счет АТП был характерен для Ленинского, Одинцовского и Наро-Фоминского районов, где очень крупные сельские населенные пункты были переведены в статус поселков городского типа.

С 90-х годов, когда землю стало возможно оформлять в частную собственность, все развитие жилищного строительства в Московской области шло за счет средств самих застройщиков. Местная власть распределяла землю неразграниченной государственной собственности, утверждая проекты планировки.

Сельсоветы были правомочны предоставлять в собственность эту землю, и они этим активно занимались.

Главы сельсоветов в 1992-1993 гг наделяли людей земельными участками направо и налево. При этом право собственности еще не регистрировалось. Потом в 1998 году были приняты новые документы. Порядки менялись, но сам принцип распределения земель был заложен именно в «веселый» ельцинский период. Со всеми вытекающими последствиями.

Таким образом к небольшим титульным деревушкам, где было 20-30 домовладений и 15-20 зарегистрированных жителей, приросли огромные территории, многократно превышающие размеры этих деревень. Участки были вновь предоставлены под ИЖС, под ЛПХ. Таким образом границы населенного пункта менялись. Возникали промежуточные формы землевладения в виде садовых и огородных товариществ, некоммерческих партнерств. Законодательство предложило людям огромное количество новых форм.

Утверждая генеральный план, администрации поселений все эти формы включили в границы населенных пунктов. Это родило вполне логичный запрос граждан на адекватное городское обслуживания данных территорий: подключение к инженерным коммуникациям, социальным службам.

Однако экономика не готова к такому сценарию. Местных бюджетов хватает только на выполнение основных полномочий, содержание дорог общего пользования, уличного освещения.

Согласно нашим данным по Ленинскому району только Горки Ленинские позволили себе немного больше, чем иные поселения района, пойдя навстречу требованиям людей. За средства бюджета была спроектирована и построена канализация в сельском населенном пункте.

Сегодня это проблема номер один для подмосковной экологии. Малоэтажная Москва тоже требует обслуживания.  А обслуживание стоит денег.

Освоение «Замкадья» происходило стихийно. Сельсоветы, предоставив землю гражданам, им не помогали. Люди за свой счет прокладывали дороги, тянули свет, подводили газ, заключая договоры с подрядными организациями.

Схема везде приблизительно одинаковая. Актив из 10 состоятельных граждан собирал и инвестировал средства, в течение какого-то времени  остальные участники товарищества их возмещали. Готовая инфраструктура передавалась в собственность Московской области (Облгаза).  Бюджет в этих схемах не участвовал. Поэтому сегодня, когда эти территории стали официальной частью населенных пунктов, требования людей к государству вполне обоснованы (в том числе и с точки зрения закона).

Существует закон о Местном самоуправлении, который является настольной книгой для любого поселения и определяет основное направление деятельности. В нем указано – что в обязанности местной власти входит создание условий для организации услуг газо\ водо\ теплоснабжения\ канализации. Там не указано, зарегистрирован житель на территории данного населенного пункта или нет.

Любопытно, что при этом у государства своих проблем хватает. Так, в  Московской области есть титульные деревни, которые до сих пор не газифицированы. К примеру, деревня Ермолино, ближайшая к городу Видное, оставалась долгое время не газифицированной, аналогичная история наблюдается и в деревне Ближние Прудищи, которая вообще находится на МКАДЕ.  

Стихийное освоение территорий за счет частных инвестиций породило ряд серьезных проблем. Зачастую люди не могут передать  объекты на баланс города, например дороги и элементы освещения, даже если они находятся в хорошем состоянии. Потому что права собственности на эти объекты никто не оформлял. Не было в том нужды.  Садовое товарищество, заасфальтировав проезды, право собственности на них не регистрировало. Так называемая «бесхозяиновая»  схема передачи объектов является очень неудобной, так как по самым оптимистичным прогнозам на всю бумажную волокиту требуется полтора/два года.

Кадровый голод

Руководитель населенного пункта обязан нормировать численность своего аппарата исходя из численности жителей.

Если численность условного населенного пункта в Ближнем Подмосковье на бумаге составляет шесть тысяч человек, то это вовсе не значит, что это правда. Но по факту их численность доходит до 25 тысяч человек в летний период . В холодный сезон средняя численность населения составляет около 15 тысяч человек.

Отказать в предоставлении муниципальной услуги местная власть никому не имеет права. Если человек имеет на данной территории объект недвижимости, то административный аппарат обязан общаться с ним как с равноправным жителем городского поселения.

Размосквичивание

Власти Московской области не случайно объявили создание производств и трудоустройства на местах приоритетной задачей региона. Если сегодня не преломить ситуацию, столичная агломерация превратится в черную дыру для экономики страны, которая будет поглощать ресурсы и продуктивные силы населения, ничего не отдавая взамен.

Рано или поздно чиновникам придется вернуться к логике создания моногородов, с которыми еще пару лет назад призывала бороться Эльвира Набиуллина, считающая, что в стране должно остаться лишь 10-15 супер-мегаполисов. Для государства с такими территориями и историческими задачами – это настоящее самоубийство.

Диаметрально противоположное мнение озвучил в феврале президент  ОК «Русал» Олег Дерипаска, на Красноярском экономическом форуме .

«Только расселение, а не расширение спасет Москву… Каждый раз, подлетая к Москве, я задумываюсь: что эти люди там делают? Какая нагрузка на нашу экономику. Расширению Москвы, которое уже представляет собой серьезную проблему, нужно положить конец». Лучшим выходом из ситуации, уверен Дерипаска, будет отток жителей из столицы России. «Мы понимаем, что это воронка, которая создана во времена сырьевого бума, которая затянула, — ее не будет, мы забудем об этом».

Артем Юрьев