Видное. Новости

Яндекс.Погода

среда, 18 октября

пасмурно+11 °C

Онлайн трансляция

Гарнизонная Атлантида: Как спасти военные городки Подмосковья

23 июля 2016 г., 23:22

Просмотры: 1212


Медленно но верно гарнизонные поселения переходят в состав муниципальных поселений региона. На модернизацию военных городков в 2016 году будет потрачено два миллиарда рублей. А всего в ближайшие 3-4 года в развитие бывших гарнизонных территорий вложат 30 млрд рублей.

В основном средства субсидированы на восстановление инфраструктуры. В большинстве гарнизонов она не соответствует муниципальным нормам. Семьи офицеров ютятся в бараках, преодолевают снежные завалы, и не знают что делать со стремительно ветшающими теплосетями. Их детям не хватает детских садов, поликлиник и спортивных площадок.

Военные поселения – хроническая проблема Подмосковного региона. В прошлом закрытые режимные объекты оказались «мертвыми зонами» для коммунальных служб и «потерялись» в межведомственной неразберихе в период так называемой Сердюковщины.

Напомним основной сюжет этой запутанной истории:

Белые пятна или черные дыры?

Решение вывести эти земли из под опеки Минобороны и передать их местным муниципалитетам было принято не очень популярным министром обороны в 2011 году. Специально под это был пролоббирован и принят федеральный закон № 423-ФЗ. Из 7,5 тыс. военных городков, разбросанных по стране, Сердюков решил оставить в армии только 192 крупных армейских гарнизона в административных центрах.

Теперь поздно спорить о правильности данного решения. Проблема состоит в том, что на момент передачи инженерные сети многих военных поселений находились в крайней степени износа. Пока не завершилась «гениальная» военная реформа муниципалитеты могли получать компенсации за прием на баланс новых объектов из госбюджета через Минрегион. Однако министр оптимизировал эту статью расходов, чем спровоцировал в гарнизонах самую настоящую коммунальную катастрофу.

Более того существуют серьезные основания полагать, что ведомство Сердюкова занималось намеренным банкротством и распродажей военного имущества и особо ценных земель через аффилированые структуры. Об этом свидетельствует тот факт, что сам процесс передачи подозрительно затянулся.

С этим связан громкий скандал, случившийся в Правительстве РФ, где фигурирует гарнизон № 12 «Петровское», расположенный на территории Ленинского муниципального района.

Именно здесь в июне 2012 года состоялось «историческое» совещание первых лиц, в ходе которого Дмитрий Медведев жестко раскритиковал непростительно долгую передачу военных гарнизонов в ведение муниципалитетов, предложив «уволить кого-нибудь»  – на что получил дерзкий ответ от Анатолия Сердюкова: «Тогда увольте меня»!

Как в воду глядел, сказали бы сегодня многие.  На этом же совещании в Петровском свои претезии Сердюкову предьявил (тогда еще будучи губернатором Московской области) Сергей Шойгу.

Была озвучена и энная сума – дефицита на содержание военных городков. На тот момент она составляла 70 млрд рублей.

Внимание к гарнизону Петровское привлек факт бесчеловечных условий жизни военных, которые были доведены до отчаяния и обратились к федеральным властям с сигналом SOS. Офицеры и их семьи – две тысячи человек, были вынуждены жить в холодных пожароопасных казармах с аварийной котельной, сломанной канализацией, неосвещенными улицами и подъездами.

Известно, что аналогичная ситуация в разной степени сложности наблюдается не только в Петровском, но и во многих других военных поселениях. Эта проблема не муссируется в СМИ в силу терпеливого характера военных, которые не привыкли выносить сор из избы.

Без надлежащего финансирования системы жизнеобеспечения городков ветшают с каждым годом.

К тому же  предыдущий руководитель военного ведомства оставил после себя массу дополнительных сюрпризов. Например, в виде многочисленных сторонних коммерческих структур, подключенных к (еще) действующим инженерным сетям, или в виде новых частных собственников земли и зданий на территории военных городков.

Над этим клубком проблем Подмосковным властям еще предстоит поломать голову. Опыт показывает, что новые, «неизвестно откуда» взявшиеся владельцы недвижимости – это непреодолимая проблема для любой местной администрации.

Денег, выделенных Правительством на городки, вряд ли хватит на выкуп первых этажей в новостройках для военных, или на возвращение «городу» зданий бывших детских садов, пансионатов, культурных центров. Такие объекты «по праву первой брачной ночи», то есть  «втемную» ушли в руки частных инвесторов, при этом второй собственник уже является абсолютно «чистым» с точки зрения закона, поэтому в муниципальную собственность эти здания, никогда не вернутся.    

Рассказывая о выделенных бюджетных средствах, чиновники сообщали, что в ближайшее время они будут преимущественно потрачены на восстановление Монинского и Софринского военных поселений, а также на ремонт пяти переданных городков Ногинского района.

А что будет с остальными гарнизонами Московской области?

Раз уж львиную долю 2016 года планируется инвестировать в Монино, то уместно вспомнить, на что жаловался прежний глава администрации Монино во времена так называемой Сердюковщины.

Вот фрагмент его интервью газете «Взгляд».

«Все, что передано Министерством обороны в муниципальную собственность, на 80–90% разрушено, ни копейки не выделено, и при этом министр обороны до сих пор не подписал документы по передаче.  – Я как глава администрации не могу предпринять никаких действий: ремонтировать, наводить порядок, асфальтировать, проводить тепловые сети и т. д. Мы не можем войти ни в какую программу, потому что Министерство обороны продолжает продавать эти объекты (здания и объекты инфраструктуры) и землю, нарушая закон. В военном городке появляются владельцы объектов, которых глава администрации не знает».

Здесь сообщается о хронических проблемах, поэтому можно предположить, что кое-что из вышесказанного еще остается актуальным, даже не смотря на то, что после смены руководства оборонного ведомства ситуация в гарнизонах улучшилась.

Авгиевы конюшни Кожугетыча

После ухода Сердюкова в передаче военного имущества муниципалитетам был наконец-то наведен порядок. Он регламентируется специальным документом: «Соглашение о взаимодействии Министерства обороны Российской Федерации и Правительства Московской области». Подписано 24 апреля 2013 г министром обороны Российской Федерации генералом армии С. К.Шойгу и временно исполняющим обязанности Губернатора Московской области А. Ю.Воробьевым. Военное имущество предается в собственность муниципалитетов безвозмездно.

Регламент исключает вероятность использования серых схем для дальнейшего «раздербанивания» гарнизонов.

Даже без коррупционной составляющей процесс передачи городков в муниципальную собственность – это сложнейшая процедура. Механизмы местного самоуправления которые оттачиваются в РФ уже более 20 лет, обошли стороной военные городки.  Там муниципальной власти никогда не было даже в зачаточном состоянии. Этих населенных пунктов даже не существует на карте - только условное обозначение типа «городок №33/08».

Огромную проблему составляет отсутствие каких бы то ни было кадастровых планов без которых юридически оформить дом или котельную в собственность города нельзя, следовательно, глава города или района не имеет права финансировать его содержание. Территориальная основа не определена. По этой причине «затраты» на такие поселения переданы на уровень региональной власти. У регионов при этом существует статья «на непредвиденные расходы», которая позволяет взять на баланс проблемные объекты ЖКХ.

После того, как источник финансирования найден, «сумрачной зоне»  дают какое-то название и включают ее в состав того или иного населенного пункта.

Процитируем исчерпывающий комментарий главы закрытого территориально-административного образования Власиха в соседнем Одинцовском районе. Этот населенный пункт проделал сложный путь от военного городка до «гражданского» города.

Вот как описала проблему Ольга Агафонова:

«Все военные городки надо разделить на две категории. Первая – это те, на территории которых располагались военные городки, но сегодня они утратили свой статус. Все военные объекты прекратили свое функционирование.

И совсем другая история, когда военный городок включает в себя и военные объекты, и социальную инфраструктуру. И, как правило, все расположено вперемежку – там жилой дом построили, там военный объект, там еще жилой дом, там дом культуры, воинская часть, казармы, а там детский сад, далее школа. И получается такое лоскутное одеяло, где территория военных объектов и территория, где расположены жилые дома – все смешано. И в таких обстоятельствах, конечно, очень непросто сформировать программу комплексного развития территории. Поэтому для того, чтобы присоединить к муниципальной собственности отдельные участки, необходимо территорию разделить. Выделить все объекты – и муниципальные, и военные. Это очень долгая процедура».

Напомним, что кроме проблемного Петровского в Ленинском районе существует и не менее проблемный военный городок Ватутинки с населением в 12 тысяч человек. В 2011 году в Ватутинках уже возникали серьезные проблемы с отоплением.

Потерявши плачем

На фоне происходящей «смены собственника» не стоит забывать, что военные гарнизоны – уникальный мир. Несмотря на внешнюю разруху, многие из них по-прежнему являются блестящими примерами удачной организации здоровой социальной среды. Население этих городков обладает высокой гражданской ответственностью. Как правило, люди здесь более сплочены, порядочны и отзывчивы. На территории военных городков практически нет этнической преступности и хулиганства.

Поэтому стоит задуматься о сохранении закрытого режима гарнизонов даже после их вхождения в состав города. К такой мысли, например уже вернулись в подмосковной Кубинке.

Превратив военные городки в проходной двор, можно убить особенный дух коллективизма и порядочности, который всегда сопутствовал русскому офицерству.

Получив в муниципальное ведение несколько сотен военных поселений, Московская область приобретает не только ворох проблем и новых расходов. Она получает в свое распоряжение одно из лучших социальных достижений советской цивилизации – среду для позитивного общественного эксперимента, которая может стать примером для всех остальных населенных пунктов региона.   

Сериков Артем