Видное. Новости

Яндекс.Погода

четверг, 23 ноября

пасмурно-5 °C

Онлайн трансляция

Дружинный менталитет – народная безопасность! Чем покрыть дефицит участковых?

03 янв. 2017 г., 23:04

Просмотры: 355


Многие граждане до сих пор не представляют себе функциональной важности народных дружин в своей повседневной жизни. А между тем, именно на плечи этих штатских людей в камуфляже уже завтра лягут основные обязанности по обеспечению общественного порядка во дворах, на вечерних улицах, в гаражах и подворотнях. Именно дружинникам предстоит навещать местные нарко-форумы и точки сбора «алкогольного сообщества» с неожиданным приветом.

Сокращение штатных сотрудников полиции уже негативно сказалось на возможностях местных отделений. Не хватает оперативных работников и патрульных, не говоря уже о том, что на одного участкового в Подмосковье приходится от 10 тысяч человек и выше. Закон, который предусматривал «нагрузку» на участкового в размере не более 3500 человек, был отменен в 2010 году. При таком раскладе 80% работы участковых занимает бумажная канцелярия. Это совершенно измотанные люди, которые априори не способны вынести веса официально возложенных на них обязательств.

Понимая, что сложившаяся ситуация грозит неминуемым взрывом преступности, власти Московской области начали действовать на опережение.

Право силы и сила права

Уже несколько лет в Подмосковье постепенно и продуманно реализуется стратеги «одружинивания» территорий. Строительство народной милиции – дело абсолютно новое не только для региона, но и для страны в целом. Поэтому в правительстве Московской области не форсируют этот процесс, сделав шаг, присматриваются к результатам. Огромное значение здесь имеет инициатива снизу. Отклик активного мужского населения, ветеранских и общественных организаций. Если его не будет, то не будет и самого проекта.

Напомним, что создание народных дружин регламентируется несколькими нормами юридического права РФ на разных уровнях:

Пункт 33 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 14.10.2014) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 02.04.2014 N 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка", Закон Московской области от 21.01.2015 №2/2015-ОЗ «Об отдельных вопросах участия граждан в охране общественного порядка на территории Московской области», Закона Московской области от 11.06.2016 N 61/2016-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "Об отдельных вопросах участия граждан в охране общественного порядка на территории Московской области".

В начале 2016 года Мособлдума наделила губернатора Московской области Андрея Воробьева особым правом создавать штабы народных дружин. Соответствующий закон уже принят в трех чтениях.

Аналогичным правом на создание штабов народных дружин и назначение их начальства наделены только главы муниципалитетов.

Зарплата для альтруистов

Настоящим прорывом в реализации дружинного проекта стала норма регулирующая процесс финансирования народной дружины из средств бюджета. Утверждение этой нормы Мособлдумой позволило местным администрациям создавать городские службы безопасности, для патрулирования улиц и охраны общественного порядка. При этом у самих дружинников появилась законная мотивация заниматься реальной работой, а не отбывать номер ради создания потемкинских проектов. 

Народные дружины сегодня есть во многих городах Подмосковья, но в большинстве случаев эти структуры просто числятся на бумаге. По факту люди не выходят, ничего не контролируют и не профилактируют. На деле же за каждым дружинным взводом должны быть закреплены территории, которые круглосуточно находятся под наблюдением.

Однако, в последнее время ситуация начала меняться в конструктивную сторону. По нашим данным реальных результатов в деле организации народной милиции сумели добиться в Подмосковной Кубинке.  Не последнюю роль здесь сыграло наличие регулярной заработной платы (в Подмосковье она может составлять около 20 тыс. руб) плюс средства частных спонсоров – такой вариант также предусмотрен законодательством, и его также внедряют в разных районах области.

Обязательным правилом функционирования народной дружины является постоянная взаимосвязь с местными органами полиции и строжайший подбор кадров.

По признанию целого ряда экспертов из силовых структур, без должного контроля со стороны органов местного самоуправления в целом позитивному дружинному проекту угрожает опасность выхода за пределы уставных отношений. Чтобы дружинная деятельность в итоге не свелась к банальному крышеванию бизнеса приезжих, процесс должен быть жестко регламентирован.

В подтверждение этих слов в марте в Московской области решили централизовать процесс формирования дружинной милиции. Главным управлением региональной безопасности Московской области было учреждена областная некоммерческая организация «Союз Народных Дружин Московской области». В данной организации на постоянной основе будет осуществляться взаимодействие между командирами народных дружин, госорганами и профильным управлением правительства Московской области.

Местный городовой

Дружинная реформа может иметь как позитивные, так и негативные последствия. С одной стороны, логичнее, чтобы работой участковых занимались подготовленные специалисты из МВД. С другой – сотрудниками народных дружин могут и должны работать коренные жители поселений, которым зачастую лучше, чем полиции известны хронические проблемы и болевые точки родного города, поселка, дачного массива.

Интерактивный эффект работы с населением может принести позитивные плоды. Кроме того, дружина – это возможность проявить себя бывшим кадровым военным, ветеранам горячих точек, которые оказались за бортом силовых структур, не могут применить свои профессиональные навыки, и вынуждены просиживать штаны на должности охранников. Время покажет, насколько эффективна народная милиция.

Как строится работа народной дружины изнутри? Насколько реальны ее перспективы превращения в эффективную силовую структуру? Насколько в ней нуждается местное население.

На эти вопросы дали ответ в подмосковной Кубинке, где уже несколько лет продолжается уникальный социальный эксперимент по созданию народной дружины. Показательно, что опыт дружинной реформы наиболее успешно приживается именно в этом уголке Подмосковья, основное население которого составляют жители бывших военных городков. Сказывается особенность военного менталитета, гражданская ответственность и привычка к порядку.

«Не просто инициатива власти, а ее тотальный контроль от А до Я каждого дружинника, где он сейчас, с кем. Не должно складываться групп по одному человеку, даже по два. Они должны проходить постоянную ротацию, чтобы не случилось сговора и злоупотребления должностными полномочиями», - комментирует зам руководителя Кубинки по безопасности, - заместитель руководителя Администрации г. Кубинка по территориальной безопасности и жизнеобеспечению Виктор Юткин.

Безопасный эксперимент: дружина изнутри

Полиция региона сокращается стремительными темпами; ППС и служба участковых тает буквально на глазах. Это особенно ощутимая потеря для небольших городов. Так, например на все население Кубинки в 30 тысяч человек осталось 4 участковых.  Как они будут работать? Ни жители их не знают, ни они с жителями не знакомы. Работают по горячим следам:  не по принципу профилактики правонарушений, который действовал в советское время, когда участковый знал всех и вся, - а по факту: где-то что-то сперли, давай побежали искать. При этом кто-то еще должен успевать бороться с уличной преступностью и хулиганством.

Чтобы справиться с этой проблемой власти города создали общественную организацию «Народная дружина», привлекли в нее профессиональных людей. В большинстве своем это бывшие военные, неравнодушные профессионалы. На данный момент в штате 35 постоянно действующих человек. А всего в дружине числится порядка 100-105 человек.

35 ежедневно контролируют ситуацию на территории поселения. В их компетенции находится охрана общественного порядка: пресечение хулиганства, мелкого воровства. Дружинный  механизм является еще и эффективной формой профилактики преступлений.

Жители Кубинки уже ощущают присутствие силы, которая их опекает, и которая может заступиться в трудной ситуации. Вечером дружинники провожают до дома школьников и стариков, контролируют безопасность на перронах.

У дружины есть еще один замечательный эффект, о котором не принято говорить официально. Этнической преступности в Кубинке давно нет. Она умерла, в зародыше.

Сама дружина сформирована из неравнодушных мужчин, которые понимают, что они делают и для кого они работают. Для них это не просто бессмысленное хождение по улице в специальной форме с гордым названием «Городская служба безопасности на спине».

В Кубинке для дружинников разработана специальная символика, шеврон, флаг.  Есть положение о Народной дружине и Устав. Он скомпилирован из разных источников, от которых власти  постарались взять все лучшее. При этом люди набирались не ради количества, а проходили строгий отбор по профессиональному признаку. Отсеялось порядка 70% пришедших. Дружина не просто сотрудничает с полицией. Все дружинники состоят в едином реестре, каждый человек согласовывается с полицией и внесен в кадровый список. Дружинники постоянно проходят морально-психологическую подготовку. Перед каждым выходом командир собирает группу, ставит задачу, ведет разбор предыдущих дней, анализ ошибок. Раз в неделю дружинник проходит инструктаж.

Еще одна любопытная деталь. В Кубинке на улицу не страшно отпустить детей без сопровождения родителей. Муниципальная власть стремится оборудовать видеонаблюдением все детские площадки города. Причем делают это через интернет-провайдеров, которые работают на территории города. Эти компании безвозмездно и за свой счет ставят камеры в местах массового скопления. Вся это информация сводится в единую базу данных полиции и народной дружины.

Следует отметить, что именно глава Кубинки вышел в областную Думу с инициативой принять закон «О финансировании народной дружины из средств бюджета».

Интересно, что в Кубинке неохотно проводят параллели между народной дружиной и казачеством, говоря, что, следует разделять эти понятия. В целом, понятно стремление дистанцироваться от народной вольницы, которая несовместима с вопросами охраны правопорядка.

Самоорганизация и самообслуживание

Закон о дружине открывает колоссальные перспективы перед этой формой народной самоорганизации.

В свете современных угроз, безопасность требуется не только городам, но и гидротехническим объектам, культурно-массовым мероприятиям. Дружина оказывает всестороннюю помощь органам внутренних дел в профилактике преступлений. В дружине состоят местные люди из разных населенных пунктов, которые не хуже участковых знают в своих деревнях абсолютно все. Их соседи знают, к кому можно обращаться в случае необходимости. Участкового разорвать на 25 маленьких участков невозможно.

В Подмосковье наберется до сотни небольших городков, с воинскими частями и схожими проблемами, с уставшим от уличного беспредела населением. Опыт Кубинки вполне применим для «одружинивания» малых городов.

Эксперимент в Кубинке доказывает, что эффективную дружину невозможно создать на любительском уровне, без должного государственного стимулирования. В лучшем случае такой альтруизм, даже начавшись из самых лучших побуждений, приводит к потемкинским проектам. В худшем – способен даже вылиться в криминальную деятельность под видом дружины.

Именно поэтому Подмосковье остро нуждается в документальной фиксации опыта по созданию народных дружин. Муниципалитетам могла бы пригодиться пошаговая инструкцию по строительству и развитию народной дружины. В которой бы содержались ответы на вопросы: как правильно мотивировать людей на работу в дружине? Как их подобрать? Как их удержать в постоянном коллективе? Как эффективно распределить между ними правоохранительные обязанности?

У каждого сотрудника в дружине должна быть своя основная работа. Очевидно, что кроме небольшого государственного снабжения, сотрудник дружины нуждается еще и в дополнительном доходе. Следовательно, муниципалитету придется выстраивать механизмы взаимодействия с коммерческими предприятиями, которые могли бы оказывать спонсорскую помощь народной дружине.

Если сравнивать с советским опытом, любой человек, который в советское время работал в народной дружине, не терял прибытка на основной работе, имел бесплатный проездной, дополнительные дни к отпуску, это не считая дополнительной финансовой мотивации. Если человек приносит дополнительное вознаграждение за свой труд, то у него будет мотивация любить свою честную службу.

Легализация мужества

С гуманитарной точки зрения идея народной дружины – это вопрос формирования морально-волевого облика русского мужчины. Мало кто из гражданских мужчин решится действовать до конца в сомнительной ситуации. Таковы побочные эффекты отказа от традиционного общества. Дружина это форма общественного служения, которая  помогает мужчине выполнить свое призвание, стать тем, кем он должен быть в традиционной культуре. Если обобщить, народный дружинник охраняет свою малую Родину. Кроме того дружина быть основой для воспитания молодежи и для подготовки к армии.

Отдельный вопрос – вооруженность народного дружинника. По современному законодательству он имеет право носить только травматическое оружие, и то с большими оговорками, и только при наличии лицензии. Однако, в перспективе, если дружинный проект окажется успешным, это положение могло бы быть пересмотрено.

Часть национального менталитета

Примечательно, что советский опыт создания милиции очень похож на процессы, связанные с современным дружинным движением.

28 февраля 1917 года Петроградский Совет утвердил рабочую милицию на фабриках и заводах для поддержания порядка в городе. А 17 апреля Временное правительство под давлением Совета вместо полиции официально создало милицию (от лат. Militia – «вооруженное ополчение» из добровольцев). Это было воплощением в жизнь давнего социалистического лозунга о замене полиции вооруженным народом. В милицию шли рабочие, студенты, даже гимназисты. В провинции, если руководство милиции пользовалось доверием населения, сразу удавалось поддерживать порядок и резко снизить число уголовных преступлений.

Современный процесс формирования дружин, конечно, происходит не в столь экстремальных условиях, однако его суть – народная самоорганизация перед лицом актуальных вызовов – осталась прежней.

Для такого густонаселенного региона как Подмосковье создание дружинной милиции фактически предопределенный сценарий. Муниципальная реформа включила в состав городов огромные массивы так называемой «одноэтажной Москвы». В сущности, правительство региона предоставило жителям этих постоянно растущих агломераций уникальную шанс, самим структурировать свою безопасность.

В этом есть безусловный плюс. Граждане смогут определить конфигурацию и качество этой безопасности. Для этого просто необходимо проявить активную гражданскую позицию.

Артем Юрьев