Видное. Новости

Яндекс.Погода

среда, 23 августа

облачно с прояснениями+22 °C

Онлайн трансляция

Слияние или поглощение? Создание городских округов – дело добровольное

14 марта 2017 г., 15:06

Просмотры: 216


Трансформирование муниципальных образований в городские округа – составная часть стратегии повышения эффективности органов местного самоуправления не только в Подмосковье, но и в масштабе страны. При этом принудительного характера создание городских округов не имеет: первичной мотивацией здесь является инициатива, исходящая от самих поселений. По словам Александра Костомарова, вице-премьера областного правительства, руководителя Главного управления территориальной политики Подмосковья, в регионе предпринимается комплекс мер, нацеленных на создание условий для улучшения качества жизни населения и, одновременно, для обеспечения устойчивого развития территорий.

Одна из важнейших мер в данной сфере – это переход к более эффективным формам организации местного самоуправления.

В 2015-2016 гг. на территориях Егорьевского, Каширского, Мытищинского, Озерского, Серебряно-Прудского, Шаховского, Красногорского, Павлово-Посадского, Люберецкого, Рузского, Луховицкого и Зарайского муниципальных районов были сформированы городские округа; в феврале 2017 года Московской областной Думой были приняты законы об изменении формы организации местного самоуправления на территориях Истринского и Шатурского муниципальных районов.

Меньше ртов – больше рук

Глава управления разъясняет, что городской округ как одна из форм организации местного самоуправления позволяет эффективнее мобилизовывать кадровые и административные ресурсы. А также даёт существенную экономию средств. Плюс к тому, сокращаются сроки разработки и реализации управленческих решений. У городского муниципального образования формируются единый бюджет и единая программа социально-экономического развития территории, занимаемой округом. В целом, эти преимущества выражаются в существенном снижении различных административных барьеров. А значит – растет инвестиционная привлекательность городского округа, появляются новые рабочие места и расширяется налогооблагаемая база.

Костомаров подчеркивает, что опасения насчет слияния-поглощения сельских поселений в рамках городского округа «понятны, но безосновательны». Ведь в новом объединенном округе все сельские населенные пункты сохранятся. И, следовательно, останутся в силе все льготы для их жителей, так как эти льготы закреплены за населенным пунктом, а не за муниципальным образованием. Это предусмотрено изменениями в областном законе "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области". Что касается правомерности реформ в системе муниципального управления, она подтверждена соответствующими определением Верховного Суда РФ и решением Московского областного суда.

Кстати, в индустриально развитых странах преобразование муниципальных районов в городские округа также происходит высокими темпами. Особенно активно этот тренд проявляется в Западной, Центральной Европе, в Скандинавии.

Аналогичная практика формирования городских округов уже сложилась, наряду с Подмосковьем, и в других регионах России. Так, с 2015 года по настоящее время произошло 239 таких «слияний-поглощений» в 36 субъектах Федерации. 

В 2017 году запланированы мероприятия по изменению формы организации местного самоуправления на территориях Можайского, Наро-Фоминского, Сергиево-Посадского, Ступинского, Талдомского, Чеховского муниципальных районов.

Сохраним ли имя Ленина?

На животрепещущий вопрос нашего корреспондента, будут ли преобразовывать Ленинский район, Александр Костомаров сообщил буквально следующее: «Из Ленинского муниципального района пока не поступало предложений по реорганизации местного самоуправления в контексте городских округов. Если такие предложения сформируются, они, как и  аналогичные инициативы из других районов области, будут тщательно рассмотрены».

Преимущества формирования городского округа разнообразны. Для бюджета, по словам Костомарова, это рост доходной части за счет единых подходов в налоговой политике (т.е., единых налоговых ставок на землю, на имущество физлиц, ставок аренды, унифицированных налоговых льгот).

Автоматическая коробка передач

Другое немаловажное преимущество создания городских округов – это сокращение численности аппарата управления, и расходов из местных бюджетов. Совокупная экономия по этим секторам, по оценке Костомарова, составит от 1,5% (в Истринском округе) до 9% (в Люберецком). Вырученные средства будут направлены на ремонт инженерных сетей в школах и детских садах, на благоустройство и модернизацию инфраструктуры ЖКХ в городских округах.

Кроме того, создание городских округов позволяет избежать дублирования функций между районом и поселениями в части управления подведомственными учреждениями. Скажем, внедрение одноуровневой системы управления в Озёрах ускорило решение вопросов по оформлению земли и по строительству в два раза. Вдобавок, обеспечивается аккумулирование ресурсов и их оптимальное перераспределение для решения первоочередных проблем конкретного населенного пункта.

В этой  связи, Александр Костомаров подчеркнул и смежное преимущество городского округа для сельских поселений: "Те из них, которые имели низкую бюджетную обеспеченность, не могли участвовать в госпрограммах, поскольку не могли соответствовать требованиям к уровню софинансирования этих программ". Зато теперь городской округ Дедовск теперь сможет построить очистные сооружения по госпрограмме развития ЖКХ. Участие Истринского окурга в госпрограмме «Здравоохранение Подмосковья» позволит провести капитальный ремонт в Снегиревской амбулатории. Другой пример: программа «Образование Подмосковья» даст возможность построить начальную школу на 325 и 160 мест в Луховицком округе.

Чиновник с возу – бизнесу легче

Среди преимуществ городского округа – также рост инвестиций за счет снижения рисков и административных барьеров, причем без разделения на район и поселения. Так, в Каширском округе в 2016 году промышленное производство выросло на 11%, в том же округе создано 1500 новых рабочих мест. Мытищинский округ "укрепил лидирующее положение в области по объему инвестиций в основной капитал; на территории этого округа ныне формируется почти 10% общеэкономического оборота Подмосковья".

Преимущества имеются и в сфере транспорта: введение городского тарифа на проезд в автобусах в городских округах снизит его стоимость по карте "Стрелка" до 31,65 руб. В свою очередь, окружная рефоорма позволяет повысить эффективность работы служб ЖКХ, регулируемой в городских округах единым профильным центром. Соответственно, упрощается: а) внедрение единых норм и требований к благоустройству территорий; б) введение единых тарифов на тепло-, водоснабжение и водоотведение. Наконец, округа – это ещё и единые стандарты социальной политики. То есть, равный доступ к услугам медицинских, дошкольных, образовательных учреждений.

Алексей ЧИЧКИН