Яндекс.Погода

четверг, 25 февраля

пасмурно+2 °C

Метрополитен едва не дошёл до Горок Ленинских: забытые страницы истории

16 дек. 2016 г., 10:56

Просмотры: 1141


План развития транспортной системы Москвы еще в конце тридцатых годов прошлого века предусматривал продление Горьковской линии метро от Площади Свердлова до Горок Ленинских. А на правительственном совещании в марте 1945 года именно Горьковская линия была признана стержневой в плане развития подземной транспортной системы столичного региона СССР. Но этим проектам не суждено было состояться.

Эксперты тогда предполагали, что именно на этом «трансмосковском» направлении метро будет быстрее всего расти пассажиропоток. Их оценки подтвердились в 50-е-70-е годы.

Одним из идеологов продления метро до Ленинских Горок выступал Глава НПКС Л.Каганович

«Горки Ленинские, где в последние свои годы жил и работал В.И.Ленин, должны быть максимально доступны для трудящихся масс нашей страны, для представителей коммунистических партий и профсоюзных движений других стран».

Исходя из предложений руководителей государства и специалистов, реализация проекта была начата с середины сороковых годов. Уже 1 января 1943 года ввели в строй станцию «Завод имени Сталина» (с сентября 1956 г. – «Автозаво́дская»), выводящую Горьковскую линию в район Москвы-реки и в юго-восточное Замоскворечье. А в ноябре того же года отрыли на маршруте станцию «Павелецкая», дополнив её в 1953 году крупным пересадочным узлом

Стремление связать веткой Горки Ленинские с Москвой проистекало из проектов строительства в 40-х - начале 50-х годов величественного Дворца Советов и других крупных объектов известной идеологической направленности. Соответственно, предусматривалась их состыковка друг с другом по удобным пассажирским маршрутам.

Однако идеологическая начинка метростроя начала уступать место стихийному прагматизму и бюджетной экономии уже с середины 1950-х. На первый план стали выдвигаться критерии экономичности, практичности и предотвращения так называемых «архитектурных излишеств»  во всех секторах строительных работ.

В результате, большинство объектов столичного метро, сданных в эксплуатацию с конца 1950-х, оказались едва ли не антиподами знаменитого «сталинского ампира», превращавшего станции в дворцы и музеи. В соответствии с хрущевским конструктивизмом менялись и прежние планы продления метро. Основными критериями в развитии «подземки» стали потребности экономии и жилищного сектора.

С учетом упомянутых факторов проект соединения Горок Ленинских с Горьковской линией столичного метрополитена стал выглядеть анахронизмом. К концу 1969 года станция «Автозаводская» была поэтапно соединена со станциями «Коломенская» и затем «Каховская». Это явилось начальным этапом продления Горьковско-Замоскворецкой линии в быстроразвивающиеся районы юго-восточной Москвы.

А в первой половине восьмидесятых на этой линии вызрели станции «Кантемировская», «Домодедовская» и «Красногвардейская», которые были введены в эксплуатацию соответственно, 30 декабря 1984 года и 7 сентября 1985 года. Сегодня с каждой из этих станций можно за короткое время добраться во все муниципальные образования соседнего Ленинского района. Правда, автобусами и маршрутными такси.

«Домодедовская», ставшая впоследствии ещё и крупным пересадочным узлом, уже с конца восьмидесятых – одна из наиболее загруженных станций столичного метро. За 2010-2015 гг. средний пассажиропоток по входу на эту станцию превышал 125 тыс.чел./сутки, а по выходу — не менее 115 тыс.чел./сутки.

Алексей Чичкин

Обсудить тему

Введите символы с картинки*

Самое читаемое

24 часа
неделя
месяц