Видное. Новости

Яндекс.Погода

вторник, 21 ноября

пасмурно-1 °C

Онлайн трансляция

Лучевая-кольцевая дорога столбовая: Радиально-круговая структура Москвы является ее исторической кармой

31 июля 2016 г., 19:30

Просмотры: 200


Этот город, подобно дереву, «прорастает» сквозь всю Россию. Дублер МКАД, большая и малая бетонки, четвертое кольцо, от которого в начале июля пытался отречься мэр Собянин, – все это вековые «древесные» кольца одной цивилизации, национальный архетип градостроительного мышления и освоения территории. Если мы посмотрим на железнодорожную карту России, то увидим эту картину еще более отчетливо: лучи и кольца.

Даже популярная сегодня идея добавления хордовых линий не изменит общего принципа восприятия пространства. При этом, с хордами может получиться весьма оригинальная транспортная система, которая гармонично впишется в национальный ландшафт, климатические условия и склонность русского человека расселяться вдоль рек.

Для сравнения посмотрим на американскую концепцию освоения земли, которая тяготеет к работе квадратами и транспортными клетками 30x30 кв. километров. Сетчатое расположение американских штатов на политической карте, является отображением этого принципа. В нем есть своя несомненная польза, ведь вместе с дорогами на землю приходит и другая полезная инфраструктура, а граница город/пригород становится весьма условной. Вся территория страны воспринимается как равноценно-удобное пространство для жизни.

Город для человека труда

«Чем объяснить, что при проектировании транспортной сетки выбран шаг в десять километров? Тем, что населенный пункт — это пространство дня. Человек должен днем поработать, а ночью отдохнуть, днем снова поработать. Расстояние, на которое он может отойти от дома, чтобы вернуться на ночлег, взято за основу разумного расселения», – поясняет заслуженный мастер архитектурного бюро Александра Асадова Евгений Пхор.

В сравнении с Московской областью мы видим явный перекос в сторону гипер-урбанизации. На территории нашего региона наросты и щупальца мегаполиса соседствуют с фрагментами русской деревни. Нехватка инфраструктуры, (и/ или нежелание ее создавать) приводит к появлению уродливых многоквартирных «мордоров» посреди чистого поля или в зоне экологической угрозы, на территориях бывших заводов и даже бывших канализационных отстойников. При наличии огромных свободных территорий люди буквально лезут друг другу на голову, чтобы оказаться поближе к цивилизации. А строительный капитал банально эксплуатирует этот инстинкт. Особенно явно это ощущается в Ленинском районе и других зонах Замкадья.

Подмосковью не хватает малоэтажной градостроительной стратегии, которая бы позволила региону равномерно распределить миграционные потоки по области. Кстати, в гениальном  сталинском генплане развития Москвы такая идея заложена была. Это рост города так называемыми «драбандтами», поселениями по отраслевому принципу: поселок ученых, поселок художников, поселок рабочих,  наукоград, военный городок, поселение совхоза и т.п. Все это – не жестокая прихоть режима, а естественная и экономически обоснованная потребность развития страны, в которой есть железная логика и польза для человека труда. Гражданин живет в шаговой доступности от места своей службы. Сначала создается это место, а потом строится жилье.

Чем безумный инстинкт необузданного рынка, превративший Подмосковье в спальный регион лучше этой концепции?

Сотовая транспортная система

Справедливости ради, отметим, что кризис рыночной идеологии, обнаруживший ее недееспособность, заставляет чиновников возвращаться к нормальной логике развития городов. Поэтому Правительство Московской области не жалеет ресурсов для создания новых дорог, а на место сиюминутным схемам получения сверхприбылей приходят долгосрочные стратегии, рассчитанные на 10 и более лет.

Огромное значение в этом смысле имеет реформа градостроительного кодекса, проведенная правительством региона после того, как его возглавил Андрей Воробьев. Впервые за двадцать лет гарантировано приведение всех территорий к использованию только после утверждения в проекте. Одновременно правительство области стало последовательно вводить правила по социальным обязательствам для застройщиков. Теперь никому не позволено городить микрорайон без школы и поликлиники, а многоквартирный дом без положенного количества парковочных мест.

Остается волевым шагом запретить жилищное строительство выше 5 этажей. В сочетании с политикой создания рабочих мест, с реанимацией сельского хозяйства и рекреационно-экологических заповедников, это поможет сделать Подмосковье примером для преображения всей страны.

Артем Юрьев