Видное. Новости

Яндекс.Погода

понедельник, 23 апреля

пасмурно0 °C

Онлайн трансляция

«Движение вверх» – кино-сказка о советском прошлом

04 янв. 2018 г., 20:14

Просмотры: 467


Так получилось, что мне довелось днями неожиданно плотно приобщиться к современному кинематографу. Зомбоящик порадовал сказочной фильмой «Последний богатырь», а жена -  современной «сказкой» в кинотеатре под названием «Движение вверх». Давненько я не выбирался на публичные просмотры в залы, где уровень чрезмерной громкости уже меняет спокойное восприятие картины на слегка болезненное.

Телевизионный просмотр прошел именно тогда, в том состоянии и на той громкости, когда использование авторами на стороне «зла» утвержденных веками положительных сказочных героев не сильно раздражало. Лишь подумалось о явном засилье фэнтэзийно-фантастической кинопродукции, обрушиваемой последнее время на головы зрителей. Но – праздник же! И купание в грезах виртуальности – вполне к месту после новогоднего недосыпа и в режиме слегка мягковатого состояния головы.

Может не надо было мазать негативом устоявшегося положительного героя русских сказок? Ужель на роль «зла» не нашлось никого, кроме богатыря Добрыни, а на роль положительного (в сказке то!) – никого, кроме Кащея Бессмертного? Но наши современные художники давно потеряли четкость ориентиров: где право, а где лево, где «добро», а где «зло»… Причины можете сами вообразить. Мыслительно-возрастные способности зрителя оценены в 12+.

Я же лишь скажу, что на красный свет светофора на дороге в реальной жизни вам надо стоять, чтобы выжить, а на «зеленый» – можете и перейти улицу. Это вам – не 40-50 лет назад, когда в СССР машин было значительно меньше. Если же вы захотите поэкспериментировать сегодня, то – велика вероятность, что реальность больно огорчит вас, вплоть до летального, совсем и не сказочного исхода. Так что, мой совет: на художественные симуляторы в жизни лучше не ориентироваться.

Но это – сказка и в ней чего только не случается. А вот почему вполне реальный сюжет из жизни СССР обрастает сказочными подробностями до такой степени, что начинаешь сомневаться в своей памяти и голове? Тут без поставленного совершенно определенного задания создателям ничего объяснить нельзя.

А, ведь в качестве основы для фильма «Движение вверх» взят вполне патриотический добротный материал из жизни советского спорта: победа баскетбольной сборной СССР на Олимпиаде 1972-го года над американцами. Казалось бы, что еще надо мне, стороннику СССР 2.0, считающему, что Советский Союз – это лучший период в жизни моей Родины? Лично мне надо, чтобы «ложка дегтя» в виде манипулятивных выдуманных эпизодов, которые корежат представление молодежи о той стране, не портила «бочку вполне нормального меда». А зритель, кмк, даже не задумывается об уровне правдоподобности наблюдаемого. Главное, чтобы сюжет по-голливудски захватывал. А что в деталях ему внушают, то и не важно вовсе. 

Я еще могу как-то понять, что спортивная сторона фильма подогнана к современному восприятию баскетбола, переполненного баскетболистами, похожими на не совсем здоровых качков с надутыми мышцами, летающих в слэм-данках над трехсекундной зоной, аки «роботехи». Ну, и черт с ним, что в те времена баскетболисты скорее походили на дистрофиков, а не на занимающихся штангой. И не страшно, что в студенческом американском баскетболе, который и выдавал сборную США для Олимпиады, броски сверху тогда были просто запрещены. Обывателю такие подробности развития игры «баскетбол» не важны.

Но зачем придумывать сцену, как американский баскетболист во время игры колет себе сам (!) прямо на глазах у «русских», на площадке некий укол, после которого начинает носиться, как будто колено превратилось у него в здоровое. Продолжением больных фантазий сценариста является просьба С. Белова тут же к американцам снабдить его этим снадобьем. И все это на фоне шпиономании и противостояния систем, которые тогда имели место быть? Но современному обывателю, который некритично и с интересом потребляет завлекательно упакованный творожныйкиношный продукт, - не до подробностей жизни в СССР и в мире 70-х. Ведь фабула всех держит в напряжении!

Все застывают в страхе, когда в другом не менее идиотическом эпизоде, наши баскетболисты в кейсе врача сборной находят между медицинских пузырьков направленный секретный микрофон, намекающий на то, что КГБ и в среде спортивных медиков трудился с той активностью, которую ему именно сегодня приписывают.

А как вам нравится придумка о запрещении вступать в брак по нескольку лет для советских элитных спортсменов? Как быть с тем, что С. Белов был женат с 1966 года? Главное – не правда, а антисоветские придумки.

Ведь, судя по реакции зрителей (и моей в том числе), картина захватывает. Следовательно, можно оценить художественную ценность кинопродукта, как достаточно высокую. Но, раз достигнут эффект влияния на зрителя, то особенно важным становится идеологическая концепция и достоверность деталей, призванных эту концепцию подтвердить. Но мы уже научены горьким опытом и знаем, как современные художники могут вольно трактовать имеющиеся у них факты. Конечно, факт победы наших ребят в 1972-м отобрать у зрителя трудно. И он доставляет понятные положительные ностальгические эмоции мне и всем, кто узнает, что наша сборная, первая в мире, сумела обыграть американцев на олимпийских играх за 36 лет баскетбольных турниров. Именно победное противостояние с США используется авторами в воспитательных патриотических целях.

Но детали…

Сначала полфильма, когда описывается подготовка сборной к олимпиаде, я постоянно натыкался на тенденциозность и желание авторов придать негативную окраску и выпятить отрицательные, в большинстве выдуманные подробности происходившего в сборной и вокруг героев, неявно все объясняя недостатками, присущими строю в СССР. Мою неспортивную жену, просто смотревшую фильм про людские судьбы, больных детей и взрослых, попадавших в трудные и неприятные ситуации, фильм захватил, приоткрыв ей заодно и остроту, обнаженность и жестокость спортивных профессиональных отношений. Я же, чуть лучше ее разбираясь в хитросплетениях спортивных событий, чертыхался от несоответствия экранного «варева» моим знаниям и воспоминаниям, постоянно натыкаясь на мелкие и крупные негативные «подтасовочки», которые подспудно должны были еще раз вдолбить уже достаточно раскрученный лозунг: «в СССР все выигрывалось вопреки, но не благодаря строю и руководству».

Современная молодежь должна была наконец поверить, что только отдельные человеческие личности, которые находились к тому государству в оппозиции, «пробили стену» и добились результата. А ведь это – совсем и не так. Чтобы в этом убедиться, мне достаточно оказалось часа поиска в сети, которого не нашлось у сценариста и режиссера.

Поэтому все в картине: руководство спорта, сборных, в частности, делегация на Олимпиаде забиты конформистами, карьеристами в худшем смысле этого слова и, естественно, стукачами и людьми тайно ненавидящими СССР. Если же поинтересоваться реальными биографическими подробностями героев, то сюжет в некотором смысле можно вообще считать перевертышем. В реальности в сборной были собраны отнюдь не ангелочки. А руководители разного уровня не выкидывали их за любые прегрешения, а наоборот, можно сказать, воспитывали их и даже растили некоторых в прямом смысле этого слова. Хотя в СССР, когда нарушались неоднократно законы, даже знаменитых спортсменов наказывали и сажали их в тюрьму.

Но те, кто писал сценарий не желали рассказывать о реальности. Получается, она их не очень и интересовала. Плохие чиновники и подневольные хорошие спортсмены, - именно этот изжеванный многократно лубок авторы навязывают зрителю с упорством, достойным лучшего применения.

Почему руководитель баскетбола предлагает в качестве главного тренера совсем и не простого и самостоятельного человека, понимая, что за это может поплатиться креслом? Вообще-то, по тому что почти всегда великими игроками и тренерами становятся очень непростые по характеру люди. И советский чиновник это понимает.

Смотрите, как сегодня тасуют и реформируют безуспешно и безрезультатно российский биатлон. А в «страшные» советские времена и неуживчивые, и бесшабашные, и всякие находили себе место в спорте, если имели, что ему дать. Но по мнению режиссера и сценариста у советских чиновников гордости и смелости не было, а была только трусость и подхалимство с подсиживанием. Это противоречит фактам? Ну – тем хуже для них. Поэтому один из чиновников и мечется, в придуманных эпизодах поступая, как трус и подлец, а в реальных, как вполне нормальный друг тренера и ответственный руководитель.

К примеру, всем, жившим в СССР известно, что спортсмены возили из-за рубежа различные западные шмотки и электронику и таким образом повышали свои доходы, как это, кстати, делают обычные люди и сейчас. Но авторам надо сосредоточить внимание на выдуманной и тошнотворной сцене на таможне, когда унизительно и бессмысленно шерстят всех, не показав толком никаких серьезных нарушений. Разве к таковым можно отнести мало реалистичный чемодан пряжи (!) у одного из баскетболистов? А то, что у некоторых спортсменов имелись реальные и серьезные проблемы с таможней, это – правда.

Таможенники специально изображаются крайне неприятными личностями. Чтобы сделать всю некрасивую сцену хоть как-то жизненной, приходится в уста одного из героев вложить недовольный текст «почему хоккеистам можно завозить барахло чуть ли не вагонами?» А один из руководителей делегации якобы сознается тренеру, что он сам организовал «шмон» в не очень понятных с реальной точки зрения целях. Получается, что нехороший режим еще и издевается в извращенной форме над спортсменами. Вот вам и победа «вопреки»…

А в реальности у некоторых баскетболистов, неоднократно были отнюдь не смешные проблемы с провозом запрещенных товаров в обе стороны. И это – не смехотворная библия или икра, а по одной – оружие, а по другой - иконы, а не какая-то икра для перепродажи. Оказывается, и выдумывать то ничего не надо было, если уж хотите показать нормальных таможенников и не очень хороших в реальности спортсменов.

В биографии же Александра Белова, которому в 72-м всего то было 21 год, и вовсе имеется вот такой вот факт:

В 1969-м, едва попав в сборную Союза, во время едва ли не первого же выезда за рубеж, в Штаты, он вместе с Болошевым вляпался в историю в супермаркете… Историю замяли, оплатив товар и заручившись обещаниями полиции и администрации супермаркета не предавать ее огласке. Разумеется, следующей же ночью «Голос Америки» оповестил весь Союз о том, что самый талантливый молодой советский спортсмен был задержан после кражи в магазине… эта история, которая стоила бы карьеры любому другому, сошла ему с рук…»

Как сами понимаете, страну и таможню в этом никак неявно авторам сценария обвинить бы не удалось.

А что стоит появившийся вопреки реальности в фильме «антисоветчик Паулаускас, чудом не убежавший из СССР» и из команды прямо в Мюнхене? Он много лет был капитаном сборной и после триумфа на олимпиаде. Вот есть в ВИКИ такая цитата, которая явно подчеркивает «жизненность» придумок авторов: …С 2005 года два раза в неделю тренирует школьников в Краснознаменске (Калининградская область). По словам Паулаускаса, «в Шакяе в спортшколе я веду несколько групп. А сюда, в Краснознаменск, меня гонит ностальгия по моей советской юности. Я хочу слышать русскую речь и помогать ребятам»[1].

Кстати, если бы авторы хотели интересных и совсем и не простых реальных подробностей из биографий игроков, то их – в достаточном количестве имелось Не ясно, зачем надо было антисоветчину выдумывать там, где ее не прослеживается вовсе, о чем и вынужденно в фильме в заключении приходится сценаристам «скороговоркой» поведать? А подробности и в книге Сергея Белова имеются очень забористые и интересные, на которых можно не один "жареный" эпизод в фильме было создать. Но в них – ничего плохого со стороны советской системы, кроме следования закону, не находится.

Укажу еще на резанувшую лично меня еще одну мелочь. Авторы в качестве такси (машина с шашечками) показывают маленький Москвич 207, который и выпускался то до 1963 года и никак не мог использоваться в такси в Москве в 1971 году. Конечно все можно объяснить усилением художественных акцентов, когда маленький авто подчеркивает рост баскетболиста…

Но, скорее всего, современный молодой зритель увидит лишь техническую неразвитость и отсталость СССР того периода в сравнении с нынешней реальностью.

А ведь это – откровенная негативная манипуляция, потому что даже этот Москвич несколько лет подряд выпускался на экспорт, причем около 50 процентов выпуска. Экспортировали его в такие страны как Франция, Бельгию, Скандинавию, Канаду, Англию, Мексику и в другие страны. Для стран с левосторонним движением выпускали «леворукие» модификации «Москвича», ...получил золотую медаль на всемирной выставке в Брюсселе. А лично я помню только «Волги» в качестве такси в Москве, хотя вот здесь упоминается два небольших пробных набора 408х и 412х, которые показали низкие эксплуатационные характеристики, но никаких 407х.

Естественно, что я не буду приводить, да и не ставил целью запомнить, все манипуляции и передерги. Но мне совсем не понятно, зачем они в этом фильме имеются вообще? Тем более, что все антисоветчики к концу фильма не понятно почему перековались и превратились в дружную команду и людей, которые ценят то, что им дала страна и строй. И даже все игроки вместе с чиновником в выдуманном сюжете передачи всех премиальных тренеру оказались на позиции вполне советского понимания разницы ценности денег и человеческой жизни.

Если руководствоваться моей точкой зрения, то легче понять и факт того, что родственники Кондрашина и А. Белова почему-то требовали исключения некоторых выдуманных негативных эпизодов из сценария. Какие-то сцены выкинули, но, все равно, им этого показалось недостаточно и в фильме тренер сборной не имеет реальной фамилии.

Справедливости ради замечу, что вторая половина фильма, где все внимание сосредоточено уже на противостоянии баскетболистов на площадке, воспринимается зрителями крайне эмоционально и в положительном ключе. Хотя и тут присутствует обязательный гарнир из «трусов-чиновников», пытающихся увернуться зачем-то от финального матча, хотя, выйдя в финал, сборная и чиновники по тем временам уже ничем не рисковали, выполнив поставленную задачу в реальности.

Знающие утверждают, что на самом деле Кондрашин и не говорил публично о цели обыграть американцев. Известно и то, что в СССР баскетбол не был столь популярен, чтобы вокруг него было сосредоточено внимание чиновников и публики до экзальтации. Да, когда мы выиграли, это было событием для всех, интересующихся спортом, но не более. Вот и получается, что фильм о таком положительном факте обставлен зачем-то такими выдумками, которые не имеют ничего общего с той действительностью. А сам «Петрович» (Кондрашин) вот так в реальности отзывался об этой победе:

… та команда (США), что в 72-м перед Олимпиадой приезжала в Советский Союз и провела с нами серию контрольных матчей, была посильнее. Там была пара-тройка ребят, которые в одиночку могли решить судьбу матча. Но из той команды в Мюнхен не взяли никого. Да и вообще, я бы не преувеличивал значение той победы. Кого мы обыграли? Студентов! Сильнейшие-то баскетболисты Америки в НБА играют», - вспоминал Петрович. В этих словах не было ни капли рисовки, хотя Кондрашин ни в коей мере не принижал значения олимпийского успеха в Мюнхене.

Но нам то сняли сказку для полувзрослых, которые должны быть способны лишь к восприятию лубочных, упрощенных и не жизненных отношений и декораций. Именно по этому в фильме мы ездили на матчи в США, там напивались и дебоширили в барах. А в реплики спортивных чиновников авторы вложили абсурдные фразы о том, что баскетболисты разбазаривают государственные деньги… Зачем «пчелам против меда кудахтать»: поездки за границу в СССР очень ценились всеми, а не только спортсменами…

Забавно все же, как пропаганда и «присуседиться» хочет к значимым успехам советского прошлого и полить его одновременно лживым дерьмецом…

Кто более истории ценен лакировщик современности или очернитель прошлого?

Элите, чтобы обосновать результаты приватизации, доказать народу справедливость сегодняшнего положения вещей, необходимо вбить молотком в головы народа, что все достижения, все победы советской власти, включая победу в Великой Отечественной, были совершены исключительно народом и вопреки этой самой советской власти. И, во-многом, элите это сделать удаётся, увы.

Источник

Теги: